Сейчас, когда работодатели стараются сократить количество личных собеседований до минимума, важность правильно составленного резюме и сопроводительного письма к нему возрастает в разы.

Сопроводительное письмо

Если с резюме проблемы обычно возникают только у граждан, которые ищут работу впервые, то сопроводительное письмо в большинстве случаев или отсутствует, или составлено неправильно. Постараемся разобраться в этом вопросе вместе…

Что из себя представляет сопроводительное письмо?

Сопроводительное письмо – это короткое письменное обращение к работодателю, которое подается вместе с резюме. Составляется в свободной форме, объем письма обычно небольшой, поскольку должно содержать только основную информацию о соискателе.

Часто на одну вакансию претендует несколько десятков, а то и сотен человек. Сопроводительное письмо – это одна из возможностей, которые позволяют обойти конкурентов. Например, с его помощью гражданин может акцентировать внимание на своих сильных сторонах. А если в резюме есть пробелы (человек не работал несколько лет или часто менял работу), сопроводительное письмо дает ему возможность их заполнить.

Примеры правильных сопроводительных писем:

  1. «Добрый день, Татьяна, направляю вам свое резюме, т. к. претендую на вакансию менеджера в вашей компании. Уверен, что пятилетний опыт в этой профессии и приобретенные за это время навыки позволят мне эффективно справляться со своими будущими обязанностями.
    Благодарю за внимание, Алексей Никифоров».
  2. «Здравствуйте, Елена Владимировна, прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность системного администратора. Я проживаю в десяти минутах ходьбы от вашего офиса, это большой плюс для меня.
    Прошу обратить внимание на мой многолетний опыт в профессии и наличие положительных рекомендаций от предыдущих работодателей.
    Благодарю за внимание, Александр Иванов».

Четких требований относительно объема письма и его содержания нет. Оно может составлять и несколько строчек, и целую страницу. Однако не нужно превращать его в копию резюме, писать о предыдущих местах работы и образовании. Главное, чтобы сопроводительное письмо содержало правдивую, полезную для будущего работодателя информацию.

Приблизительная структура сопроводительного письма:

  • Начните с приветствия, используя: «Здравствуйте», «Добрый день», «Приветствую».
  • Если известно имя рекрутера, обратитесь к нему по имени. Нехитрый прием, который позволяет создать эмоциональную связь с человеком.
  • Укажите название вакансии, на которую вы претендуете, чтобы не возникало недоразумений.
  • Укажите, по возможности, что вас привлекает в желаемой должности. Высокая зарплата, возможность карьерного роста, удобный график, близость от дома и т. д.
  • Расскажите о своем опыте и качествах, которые помогают вам справляться со своими обязанностями.
  • Прочие сведения, которые могут предоставить вам преимущество перед другими претендентами.
  • Сообщите свои контактные данные: телефон и электронную почту.
  • Закончить письмо можно следующими предложениями: «Благодарю за внимание, ФИО», «С уважением, ФИО».

Рекомендации по составлению резюме и сопроводительных писем:

  • Старайтесь следить за тем, чтобы резюме и сопроводительное письмо не дублировали друг друга.
  • Информация в документах не должна быть противоречивой. Перечитайте их несколько раз перед подачей.
  • Изучите информацию о работодателе перед подачей резюме, постарайтесь определить, какие именно качества заинтересуют его в первую очередь.
  • Не стоит рассказывать всю свою биографию, сосредоточьтесь на рабочем опыте и профессиональных навыках.
  • Не все работодатели любят читать, поэтому постарайтесь выделить в резюме и письме два-три основных момента, на которые вы хотите обратить внимание. Постарайтесь сделать так, чтобы размер одного текста не превышал 1.5 страниц.
  • Не задавайте вопросы, например, о графике работы или размере будущей зарплаты. Самое главное, ни в коем случае не ставьте своих условий работодателю. Все это вы можете сделать в ходе собеседования.
  • Не нужно писать о качествах, не соответствующих вакансии, на которую вы претендуете.
  • Частая ошибка – сообщать работодателю, что работа требуется вам только на время, пока вы ищите лучший вариант. Таких отсеивают в первую очередь, кроме случаев, когда вакансия временная.

Старайтесь придерживаться делового стиля как при составлении документов, так и во время личного общения. Избегайте сленговых выражений, панибратства, не пытайтесь льстить работодателю или проявлять свое чувство юмора. Никто этого не оценит.

Никогда не пытайтесь давить на жалость, например, указывая на свое тяжелое материальное положение или возникающие трудности с поиском работы. Всегда старайтесь сохранять позитивный настрой. Наличие у вас проблем скорее отпугнет работодателя.

Не допускайте ошибок в документах, нет ничего хуже. Если вы не уверены в своих силах, попросите кого-нибудь вас проверить перед отправкой документов. Если, конечно, будущая работа не требует от вас высокой грамотности.

Всегда ли письмо необходимо?

Ответ на этот вопрос однозначен: да, писать сопроводительное письмо нужно всегда! Даже если должность, на которую вы претендуете, не относится к категории офисных.

На какую бы вакансию вы не претендовали, соблюдение делового этикета позволит создать приятное первое впечатление. Кроме того, письмо – это прекрасная возможность выделиться из общей массы соискателей и лишний раз подчеркнуть свою заинтересованность.

Как утверждают специалисты по HR, правильно составленное резюме и сопроводительное письмо – это уже 80 процентов успеха. И даже если получить работу с первого раза не получится, с помощью этих документов вы сможете обратить на себя внимание работодателя, и вас занесут в кадровый резерв.

На этом все, пусть поиск работы всегда будет для вас возможностью расширить свои горизонты и никогда не превращается тяжелое испытание.