О воспитании

Давайте поговорим о воспитании ребенка в авторитарной семье, о психологическом давлении, о видимом благополучии, о важности взаимопонимания между членами семьи.

 

О воспитании

Самое тяжелое для ребенка - это воспитание в двойной морали, когда один родитель тянет в одну сторону, другой - в противоположную, не говоря уже о возможной третьей, если в доме живут еще родственники, претендующие воспитывать или есть няня-гувурнантка. В результате маленькому человеку приходится либо выбирать как ориентир убеждения одного из родителей, либо балансировать между ними. Последнее особенно тяжело: ребенку не по силам разорваться и угодить всем, что вызывает вспышки агрессии, истерики или уход в себя.

А ведь есть еще его собственное мнение, которое только формируется и на которое он еще не готов положиться. Он ищет одобрения или хотя бы подтверждения собственным мыслям, но отец говорит одно, мать – другое, бабушка – третье… И каждый пытается убедить его в собственной правоте. Ребенок теряется и остается в недоумении, или выбирает один из вариантов, или учится приспосабливаться, соглашаться и каждый раз меняет свою позицию.

Редкие родители способны это понять, чаще всего каждый стремится доказать, что его мнение единственно верное, и пользуется ребенком как гирькой для весов, которую можно поставить на свою чашу. Речь не идет о мелких повседневных вопросах, вроде «какого цвета шторы повесить в спальне?» или «с чем есть зеленый горошек?», речь идет о важных, фундаментальных вещах, отношение к которым должно сформироваться у каждого человека, чтобы он не чувствовал себя потерянным.

В авторитарных семьях, где существует видимость взаимопонимания, но в действительности царит мнение одного из родителей, в то время как мнение другого подчинено воле первого, ситуация поначалу может казаться благополучной. До тех пор, пока ребенок не осознает реальное положение вещей.

Если осознает. И если захочет осознать. Если его воля к тому времени также не окажется подчиненной главному мнению, он, скорей всего, примет точку зрения слабого родителя, из протеста или осознав, что она и есть верная.

Именно поэтому так важно, чтобы между родителями существовало взаимопонимание. Чтобы мнение бабушки или няни совпадало с родительским. Если в семье есть согласие, то ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он не будет разрываться между двумя огнями, а сможет спокойно анализировать, наблюдать и приходить к собственным умозаключениям и со временем сформирует свое видение мира.

Это и есть наиболее благоприятные для ребенка условия воспитания: ему не приходится метаться между двух огней, ему не приходится приспосабливаться, ему не приходится подчиняться – он может выбирать. Если только семья не вступает в конфликт с окружением. Тогда ему, напротив, может быть сложнее. Общество неумолимо, оно не потерпит существования внутри себя чужеродных элементов.