Запреты в воспитании ребенка

Без системы запретов в воспитании современного ребенка не обойтись, как бы родители ни хотели этого избежать и как бы ни хотели расстраивать любимое чадо. Дело в том, что если малыша до трёх лет не ограничивать ни в чём, то после трёх может быть уже поздно – повзрослевший ребенок просто не поймёт, почему всегда было можно, а теперь резко нельзя. Это вызовет дисбаланс и нервное потрясение.

Поэтому лучше, когда развивающийся ребёнок растёт вместе с системой запретов, установленной родителями так, как будто она существовала всегда. Базовую систему нужно формировать примерно в возрасте 1-3 года.

Запретов должно быть немного. Это буквально 3-5 запрета, и в этом возрасте все они обычно связаны с безопасностью для ребёнка, их необходимо подробно объяснять ребёнку. Также он должен отчётливо понимать, что ему грозит за нарушение. Должны быть озвучены санкции. Речь, естественно, не идёт о физическом наказании, но должно быть что-то, что играет для ребёнка важную роль.

Все взрослые члены семьи должны договориться о системе запретов и беспрекословно соблюдать ее! Если что-то ребенку запрещено – нужно всем поддерживать запрет. Недопустимо, чтобы, например, бабушка или няня разрешала что-то, а мама – запрещала. Также недопустимо сегодня разрешить, а завтра запретить. И ещё хуже Ване разрешить, а Пете то же самое запретить. Если нельзя – то нельзя всем.

Если ребёнок всё-таки нарушил запрет − санкция должна быть применена. Иначе малыш поймёт, что ему ничего не бывает за ненадлежащее поведение. Фраза ребёнка «Я так делать больше не буду» – это гарантия того, что он понял, что нарушил границы дозволенного.

  • Исключите частицу «не» из запретов. Заменять нужно такими словами: «А давай лучше», «Смотри, вот так будет интереснее!».
  • Не используйте слова в повелительном наклонении: должен/должна, обязан/обязана. Это вызывает в ребёнке желание всё сделать наперекор.

Пробуждайте интерес к желательному для вас действию и отвлекайте от нежелательного. Например, малыш отказывается собирать разбросанные игрушки. Можно сбор игрушек превратить в соревнование: «А давай, кто быстрее, мама или ты!». Или ребёнок увидел на детской площадке машинку у другого малыша и хнычет, что хочет такую прямо здесь и сейчас. Нужно отвлечь такими словами: «О, смотри какая горка! Наверно, на ней весело кататься! Пойдём покатаемся». Или «А вспомни, какой грузовик/эвакуатор/трактор нас ждёт дома. Наверное, он уже соскучился. Побежали скорее!». Если произносить всё это инициативно, заинтересованно, то ребёнок среагирует обязательно на вашу эмоцию и переключится.

Самое главное во всём, что касается запретов − не перестараться. Если мир ребёнка делится на 2 части – «это плохо» и «это нельзя», то мир этот скучный и безрадостный. Ребёнок боится даже что-то попробовать без решения мамы, потому что «а вдруг нельзя?». Такие дети вырастают несамостоятельными и неуверенными в себе.

Агентство домашнего персонала "Домхелпер"